Само словосочетание «малый строительный бизнес» начинает казаться нелепым, когда приходишь на какую-нибудь выставку, посвященную недвижимости. Возникает ощущение, что в этой сфере существуют одни крупные игроки. Между тем на строительном рынке Санкт-Петербурга работает более 700 компаний, которые предоставляют строительные услуги. Количество проектов, выполняемых такими фирмами, становится все меньше, и это серьезная причина повышения цен на недвижимость.
Монополизация становится фактом
Сговор на строительном рынке официально отрицают. Николай Кошман, президент Ассоциации строителей России заявлял еще в августе прошлого года, что на столичном рынке имеет место здоровая конкуренция, и повышение цен на недвижимость вызвано чисто объективными причинами. Ассоциация даже подготовила пакет материалов по ценообразованию в этом сегменте рынка.
Однако ситуация не остается прежней, и, возможно, из Петербурга это очевидней. «Союзпетрострой» провел на прошлой неделе конференцию, посвященную вопросу конкуренции на рынке строительства жилья, и ее участники пришли к мнению о том, что условия для работы малых компаний становятся все жестче. «С сентября 2006 года в городе не проведено ни одного аукциона на право аренды отдельных земельных участков. Даже скромные попытки петербургских компаний выйти на эти аукционы заканчиваются неудачей из-за монополизма крупных компаний и неправомерных требований готовить не только полный пакет документов для строительства данного объекта, но и проект планировки и межевания всей прилегающей территории», - рассказал руководитель «Союзпетростроя» Лев Каплан. – «В результате некоторые компании среднего и малого бизнеса оказываются практически полностью вытесненными с рынка, другие вынуждены уходить в регионы и строить в Кингисеппе, Новосибирске и других городах России. Дело усугубляется еще бурной экспансией крупнейших московских игроков - компаний, которые скупили многие сотни гектаров будущей застройки».
Не все так скверно
Как ни заманчиво объявить «главными врагами» малого бизнеса крупных игроков рынка, эта версия все-таки не всех устраивает. Обнадеживает также и то, что в небольших компаниях видят возможности для последующего развития – при разумной помощи со стороны государства.
«Сегодня в строительном комплексе Санкт-Петербурга есть ниша и для среднего бизнеса, для этого нужна только политическая воля, - уверен Александр Лешин, директор ЗАО "Русская сказка". – «Что такое подготовка полного пакета документов? Ничего сложного в этом нет. У нас есть штат, который может готовить такие документы, но сейчас для нас это оказывается невыгодным. Сейчас земли передаются в аренду. Если бы их давали в собственность – это был бы инструмент в руках строителей: землю можно было бы закладывать, получать деньги на первый этап строительства и т.д. Это позволило бы компаниям не зависеть от внешних факторов и четко в срок строить и вводить в эксплуатацию дома.
Еще один вариант: можно предоставлять льготу по аренде тем компаниям, которые осуществляют подготовку земли. Город мог бы предлагать им оптимальную цену, и если компания в состоянии строить по установленной цене, то не надо вообще выставлять землю на торги. Я не против крупного бизнеса, хорошо, что деньги идут в город. Но при этом можно продумать ходы, которые обеспечат работу как крупному, так и среднему и малому бизнесу».
Едва ли выступлениями такого рода можно переломить городскую политику привлечения именно крупных инвестиций. В части таких решений Санкт-Петербург идет сейчас по московскому пути. Но при умелом лоббировании небольшие строительные компании могут повлиять, например, на появление документов, которые бы обязывали крупные компании действительно заниматься строительством на арендованных пятнах. Строить на них заявленные квадратные метры, а не перепродавать площади небольшими кусками. Так или иначе, ограничить монополизацию рынка можно, и средства для этого известны.
Можно строить дешевле
Выступая с критикой монополистов, «Союзпетрострой» заботится не только о 500 своих некрупных участниках и их судьбе на рынке. Конечно, затрагиваются и интересы конечного покупателя, который скоро получит абсолютно равные, одинаково тяжелые условия приобретения жилья на всем пространстве обеих столиц. Ведь именно малые и средние игроки могут обеспечить невысокие цены. Это происходит за счет того, что малые предприятия более гибко подходят к ценообразованию, у них меньше издержек и проекты в целом не носят масштабного характера. «Наша компания – “первый из могикан” долевого строительства: в 1990 году начали, в 1993 – ввели первый дом», - рассказывает Леонид Бочаров, генеральный директор ЗАО "АСЭРП" – «В то время цены регулировались, и работать было комфортно. Однако долевое строительство не может быть масштабным, это нонсенс, такого нет нигде в экономически развитых странах.
Я считаю, что много объектов набирать нельзя, брать надо столько, за сколько можешь нести ответственность. Сейчас в городе пробиться очень сложно: на 1 кв. метр жилой площади идет накрутка около 2 тысяч долларов, плюс себестоимость около 2 тысяч долларов… Так какой же может быть при этом разговор о доступном жилье?.. Начали приспосабливаться к новым условиям: строим в Кингисеппе, цены там, конечно, другие, но зато и обременения другие, и морально очень приятно работать».
Получается, что компании, которые могли бы обеспечивать здоровую конкуренцию, искусственно «выдавлены» на периферию, в область. Следовательно, и доступное жилье появляется там, где компаниям среднего звена не ставят административных барьеров, а напротив, создают условия. Какими они должны быть? Свою точку зрения на это высказал Михаил Саленко, Генеральный директор ЗАО "Эльф": «Очень хорошим примером явилось привлечение кредитов Мирового банка для подготовки территорий в Каменке и Коломягах. Подготовленные территории затем были разделены на небольшие лоты и проданы застройщикам. На сегодняшний день эти территории уже застроены и все кредиты возвращены. Тогда покупателем этих инженерно подготовленных участков был как раз средний и малый бизнес. Все было прозрачно, не было рисков ни для компаний, ни для жителей.
Сейчас на программу доступного жилья город выделяет огромные деньги крупным компаниям. А почему бы городу не выступить в роли девелопера, не подготовить инженерно территории и не продать их небольшими лотами? Это одновременно и поддержало бы питерские компании среднего и малого бизнеса, и позволило бы снизить рост цен на жилье».
Курс на укрупнение взят, к сожалению, не только в строительной отрасли, но и во многих других. Сама постановка вопроса «Почему бы не подготовить…. Почему бы не продать небольшими лотами…» заключает в себе ответ. Зачем городу вкладываться в инженерную подготовку, если есть возможность переложить это на плечи «гигантов» строительного рынка, сдав ему огромную территорию оптом. Продавать небольшими лотами хлопотнее и больше ответственности. Решения в пользу небольших игроков могут быть приняты только при условии, что власть захочет культивировать именно этот «формат» строительного бизнеса. Так делается во многих странах, где есть заинтересованность в здоровой конкуренции.
Елена Горелкина
Restate.ru
По собственной информации Restate.ru